С начала 2013 года установилось относительное затишье. «Билайн» и МТС стараются как можно меньше раздражать абонентов негативными изменениями, а «МегаФон» продолжает политику «копеечных» подорожаний. Tele2 купил «Кодотел» - что будет дальше не известно, зато и сам Tele2-Россия был продан группе ВТБ.


Никаких ярких потрясений на рынке мобильной связи с начала года не происходило. Если, конечно, не считать двух покупок: Tele2 и «Кодотела». Но на абонентах обоих операторов это никак не отразилось и вряд ли это грозит чем-либо плохим. По крайней мере в ближайшие год-два политика Tele2 скорее всего не изменится, а вот что будет с «Кодотелом» вообще не понятно. Как и цель покупки - неужели только ради консолидации активов перед дальнейшей продажей «Ростелекому»?

Но если отвлечься от федеральных тенденций, то воронежским абонентам беспокоится не о чем. Операторы в первом полугодии сосредоточились на развитии сервисных функций и модернизации сети. То есть - вещи на первый взгляд совершенно не заметные, зато очень влияющие на качество услуг. МТС, например, заявляет об активных инвестициях в сети четвертого поколения в территории, в том числе, Черноземья. Но пока без конкретики. «Билайн», наконец-то, активно занялся модернизацией сети и переводом ее на новую структуру, а «МегаФон» до конца года, по неофициальным данным. может запустить 4G в Воронеже (сети 4-го поколения «МегаФон» запустил в этом году в Липецке и Тамбове).


«Билайн» в первом полугодии 2013 года сосредоточился, в основном, на сервисных функциях. Введен обновленный «личный кабинет» - система управления услугами через интернет. Правда, пока изменения касаются в основном дизайна: он стал проще, нагляднее и понятнее. Из интересного можно отметить появления намека на отдельный счет за контент-услуги. Самого счета нет, но возможно введение такой «фишки» на законодательном уровне к конце года. Как это будет выглядеть пока не понятно, проекты еще не вышли из недр госрегуляторов. Пока по ряду функциональных возможностей новый «личный кабинет» еще не дотягивает до коллег-операторов, но уже смотрится далеко не как «памятник двухтысячным годам».

Оператор активно перестраивает сеть в Воронежской области, к осени ожидается окончание основного объема работ. Новая структура сети основана на распределении трафика между несколькими опорными узлами, что позволит увеличить скорость передачи данных для абонентов (топология сети называется MEN). Для голосового трафика заметных изменений не произойдет, и так особых проблем не заметно.

«Билайн» продолжает расширять список тарифных планов, в которых скидка на роуминг по России уже включена базовый набор. К семейству «Все включено» и ТП «Легко» с апреля добавился «Ноль сомнений» - на этих тарифах в поездках по России входящие бесплатны, для это не надо подключать никаких опций. Появился специальный тарифный план «Все включено. Мир» - множество роуминг-опций уже есть в базовом пакете.

Кстати, еще о роуминге - большинство интернет-«безлимитов» у оператора действуют на территории всей России.

Однако, как и коллегам, оператору надо активно зарабатывать. Самой негативной новостью первого полугодия стало повышение цены SMS на почти всех архивных тарифных планах - до 8 руб. за первое в сутки. Правда, потом до 100 шт. они бесплатны, но это порадует только активных SMS-пользователей, которых не так много.

В первом полугодии «Билайн» практически не менял других условий действующих тарифных планов, если не считать «экспериментов» с тарифом «Добро пожаловать», ориентированным приезжих, на ТП недорогие исходящие в ряд стран ближнего зарубежья.

МТС в первом полугодии 2013 года демонстрировал поразительную стабильность. Абонентов не раздражали практически никакими нововведениями, мелкими или крупными подорожаниями.

С мая этого года оператор пробует изменить подачу тарифных планов для владельцев смартфонов - «от слов к цифре». Введены два как бы новых тарифных плана Smart с «платой только за интернет и бесплатной голосовой связью». По-сути это такое же пакетное тарифное предложение, как и «старички» ТП Maxi, но подход новый. В абонплату включен интернет-«безлимит» и голосовая связь. Новое позиционирование ориентировано на все возрастающее количество владельцев смартфонов, для которых более важен интернет-трафик, но и голосовой связью они активно пользуются. Суть пакетного тарифа не изменилась (по сравнению с семейством Maxi, даже цены примерно такие же), но подача тарифа великолепна.

Из новых опций стоит отметить объединение суточных интернет-безлимитов, действующих «дома» и по России. Две опции отдельно для usb-модемов/планшетов и «телефонных» тарифных планов позволяют использовать интернет-безлимит «когда надо» - абонплата списывается только в те сутки, когда вы выходили в интернет. Так вот - теперь новые опции будут действовать и в домашнем регионе и по России, отличается только абонплата. Но специально подключать еще одну опцию для путешествий по России не надо.

В первом полугодии МТС активно продвигал мобильное ТВ - была временная скидка на абонплату и недорогой пакет «безлимитного» интернета плюс ТВ. Насколько успешно прошло продвижение - не известно. Оператор, конечно, как и коллеги, очень заинтересован в повышении «собираемости денег», но делает это аккуратно, стараясь не повышать цены на действующие опции/тарифы, а продвигать новые услуги.

За шесть месяцев 2013 года стоит отметить только несколько «плясок с бубном» вокруг интернет-опций. Например, менялись «турбо-кнопки» (временное снятие ограничений на скорость). Зато с апреля интернет-«безлимиты» действуют независимо от настроек абонентского оборудования - еще одну лазейку «незаметного» списания денег оператор закрыл.


«МегаФон» в первом полугодии 2013 года активно занимался повышением рентабельности бизнеса за счет копеечных подорожаний. Причем, копеечных - в прямом смысле. Более десятка различных изменений в параметрах тарифных планов (большинство – архивных) - это подорожание какого-либо вида связи на 5-10 копеек. Не все абоненты заметят такую разницу, а для оператора «копеечка к копеечке...»

В тоже время «МегаФон» очень активно модернизирует сеть, ориентируясь, в первую очередь, на передачу данных (интернет). Например, сейчас в Воронежской области оператор может обеспечить чуть ли не лучшую скорость своим интернет-абонентам по сравнению с коллегами. На этом фоне немного странно выглядит политика оператора, который при хорошем соотношении цена/качество на интернет-«безлимиты» как для «телефонных» тарифных планов, так и модемов/планшетов не решается выводить их на всю территории России. Коллеги-то уже давно имеют такие предложения. Возможно «виной» тому некоторая юридическая разобщенность филиалов оператора или соображения о том, что «путешественников» не так много. Впрочем, в июне введены опции с не маленькой абонплатой, позволяющие расширить «домашние» интернет-«безлимиты» на всю Россию.

Их хороших новостей полугодия - для владельцев планшетов, при посещении сайта оператора не надо совершать дополнительных действий для авторизации. «МегаФон» признает абонента по sim-карте и можно будет управлять услугами без дополнительных действий. Особенно актуально для iPad, которые не имеют возможности принять SMS с паролем к «Сервис-гиду» - системе управления услугами через интернет.


Tele2 с начала года активно развивает сотрудничество с ритейлером «Связной»: платежи без комиссии в салонах «Связного», а также ритейлер будет строить сеть монобрендовых салонов оператора. Не уверен, что связь есть, но с середины лета из «Связного» «ушел» «Билайн» - платежи не принимаются, обслуживание абонентов закрыто.

В 2013 году оператор начал заниматься расширение контент-услуг. Введен собственный сервис «подписок», расширен доступ к платно-легальному контенту для абонентов.

Из наиболее важных новостей, которые могут повлиять на расстановку на рынке являются новости о двух покупках. Tele2-Россия было продано банковской группе ВТБ. По слухам, с целью дальнейшей перепродажи «Ростелекому», который планирует развивать мобильное направление и имеет лицензию, например, на связь четвертого поколение (4G, LTE). Таким образом, в будущем году, вряд ли раньше, возможно появление еще одного крупнейшего мобильного оператора, который «покроет всю страну» - «Ростелеком».

Tele2, в свою очередь, купил воронежского оператора «Кодотел». То ли с целью повышения консолидации активов, то ли для неких «технических» целей, например, ради лицензий на частоты. «Кодотел» уже давно стал терять положение на рынке и абонентов. Попытка «Кодотела» отказаться от главного конкурентного преимущества в прошлом - прямых городских номеров без дополнительной оплаты - в пользу нового бренда «Колибри» с тарифной политикой «как все» вряд ли могла спасти оператора на фоне значительно прессинга со стороны федеральных коллег-конкурентов.

Когда и каким образом произойдет закрытие бренда «Кодотел»/«Колибри» только вопрос времени. А вот что будет с сильным брендом Tele2 не понятно. Как мне кажется, какие-либо движения по изменениям тарифной политики или бренда вряд ли можно ждать в ближайшие год-два.

Опубликовано на Abireg.ru.

Joomla templates by a4joomla