02.2012, ИН // Из изменений прошедшего года можно выделить три главных направления: расширение сервисных функций, «демократизация» интернет-безлимитов и создание систем платежей с помощью мобильного телефона. Появился как бы новый оператор «Колибри» - это тот же самый «Кодотел», но только с новыми принципами тарификации.

 

Появился «Видеозвонок», вернее он появился у второго оператора. Теперь и «МегаФон», и МТС готовы предоставить возможность увидеть того, кому вы звоните. Тарификация сейчас равна обычному звонку. Насколько я понимаю, услуга еще не особо востребована и будет ли популярна в будущем не понятно, вот «Билайн», к примеру, осторожничает. Однако, чем больше телефонов с фронтальными камерами и шире 3G-сеть, тем выше вероятность, что услуга пойдет.

Телефон всё больше теперь становится «кошельком», вернее, все больше возможностей для использования его в качестве средства платежей. Хотя мне не совсем понятно зачем сначала пополнять счет телефона, а уже потом с него платить. Неужели для того, чтобы избежать комиссий? Так и платежи со счета не всегда без комиссионных.

Итак, в 2011 году расширялся сервис платежей с телефона и для телефона. Теперь можно пополнить свой счёт с банковской карты прямо с сайта оператора. Кроме того, расширились порталы платежей «за всё» (МТС, «Билайн») - системы online-платежей, на которых можно использовать как средства со счета телефона, так и с «приклеплённой» банковской карты. Платежи принимаются в пользу интернет-провайдеров, за коммуналку (далеко не всю), конечно, за мобильную связь и прочее. В начале 2012-го и у Tele2 тоже появился похожий сервис.

«Большую тройку» не может не привлекать рынок электронных платежей. Он стремительно растет, и упускать возможность дополнительного заработка для операторов, вынужденных экономить буквально на всём, было бы глупо. Так что появились и виртуальные Visa («Билайн», «МегаФон»).

К концу 2011 года пользователей «интернета с телефона» стало настолько много, что цена на «безлимиты» упала до 150 руб. в месяц. Кстати, уже больше четверти абонентов «ходят» в интернет с мобильного, эта цифра близка к количеству смартфонов на руках. На фоне недешевого трафика без опций, всякие безлимиты являются единственным выходом для интернет-пользователей с телефона.

И наконец-то мы лишились «противоположного» конца интернет-тарификации. Закрыта wap-тарификация и премиум-трафик. За эти скупыми и не совсем понятными строками скрывается настоящая «революция». Дело в том, что отмершая технология wap ранее активно «навязывалась» в настройках телефона, как предустановленных, так и высылаемых оператором при регистрации в сети. А пользователь современного телефона отличал «нормальный» интернет-трафик от wap только по цене – она была выше в десятки раз. Поэтому и возникало ощущение безумной дороговизны мобильного трафика – он, конечно и остается дорогим, но не настолько. Теперь такой «прививки от интернета» не существует.

А вот отказ от премиум-трафика имеет совсем другое объяснение. Наверно, хорошая была идея – продавать картинки/игры/мелодии не с помощью отправки SMS на короткие номера, а просто скачивая их с сайтов. Хороша! Оплата же за контент была «зашита» в цену трафика, который мог быть хоть в сто раз дороже стандартной цены. Одной из причин отмены стало, видимо, то, что операторы тут проиграли битву мошенникам – не смогли пресечь злоупотребления. А возможно, такая тарификация была просто не хорошо воспринята заметным количеством абонентов.

О переменах в тарифных планах за год писать практически не возможно – их было так много. А уж про опции и скидки и подавно. Заметно, что множество локальных скидок закрыто, и это касается не только всяких временных промоакций, но и скидок на внутисетевой межгород, локальных тарификаций, SMS-ок и прочего.

«Билайн» в 2011 году отказался от идеи «один тарифный план с опциями» (ТП «Твои правила» отправлен в архив) и перешел на продвижение пакетных тарифных планов («Всё включено», 3 вида). Причину, конечно, никто открыто не назовет, а с маркетологами я не настолько хорошо знаком, чтобы получить честный ответ. Думаю, что «Твои правила» были не особо выгодны оператору, а может быть, просто сил не хватило развить до достаточно привлекательного для абонентов предложения.

Из нововведений, которые можно отметить как заметные за год, у «Билайна» появился «Черный список» - на нем, кстати, можно «подсмотреть» кто же и сколько раз из «нежелательных» пытался позвонить, и – доступ с мобильного на «Газета.ру» ,без тарификации трафика – хотя и только на ленту новостей, но и то приятная неожиданность. Кроме того, с лета оператор, наконец-то, отменил плату за детализацию на сайте управления услугами – с анахронизмами борется.

События прошлого года оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, «Билайн» ничего такого ужасного не сделал. Но мелкие, зачастую малозаметные сокращения и подорожания больше портят имидж компании, чем приносят пользу. Впрочем, представители оператора со мной в этом не согласны. Я мне кажется, как в анекдоте «ложка-то нашлась, но осадок остался».

МТС в 2011 году заметно расширил сервисные функции. Например, доступ на сайт МТС не тарифицируется даже в международном роуминге, а интернет-система управления услугами стала, пожалуй, лучшей среди «Большой тройки».

МТС закрыл «легендарный» тариф «Бизнес без границ» – очень дорогое, но действительно безлимитное предложение по всей России, зато появился тариф «для путешествий» и отличная Ultra. Вообще-то в просто потрясающе огромном количестве изменений, которые оператор провел в 2011 году не стоит даже и разбираться. Множество мелких перемен привели к благоприятной картине. Особенно радует, что МТС воздерживался и пока до сих пор старается воздерживаться от негативных изменений.

«МегаФон» в 2011 году ввел плату за смену тарифного плана. Жалко, «позарился на тридцаточку», впрочем, у коллег-операторов такая плата была давно. Произошла смена в политике тарифных планов. Ценовая планка, которую оператор долго, дольше других держал в «два рубля за две минуты» пала. Появились более дешевые тарифные планы, ближе к рынку. Правда одновременно с этим началось «закручивание гаек»: множество мелких подорожаний и сокращений.

Почему оператор, занимающий второе место на воронежском рынке по количеству абонентов, решился на такую смену политики понять сложно. Ведь многие были готовы платить больше только за стабильность. К чему приведет смена курса «МегаФона» пока сложно спрогнозировать. Время покажет, но сейчас впечатление скорее негативное.

Tele2 в прошлом году решился на смену «бандитского» имиджа: теперь всё стало более мягко. И на смену тарифной линейки. Вот только с оценкой новых тарифов все как-то непросто. Вроде всё и поменялось, а стало хуже или лучше я до сих пор затрудняюсь решить. Впрочем, старые тарифы не закрыты, они в архиве, так что переходить на новые абонентов никто не заставляет.

«Кодотел» ввел в 2011-м новый тариф, который выглядит и позиционируется как отдельный бренд. На промостойках симпатичные девушки так и говорят: «Новый оператор!». На тарифе «Колибри» нет городских номеров - только федеральные. Отличительной особенностью «Кодотела» всегда было «тяготение» к городской связи и в «старой» сети, и в GSM. Причем, в первую очередь по ценам – исходящие на мобильные были зачастую дороже, чем на «городские». Да и городской номер на мобильном телефоне без абонплаты является отличной «фишкой» «Кодотела» – а вот на «Колибри» всё по-другому.

Можно сказать, что год прошел довольно бурно. Многое поменялось и не все в лучшую сторону. Наметилась тенденция на сокращение скидок и опций, повышение цен на неглавных направлениях. Похоже, все готовят деньги по сети четвертого поколения. Или может быть просто уже исчерпаны все возможности по удержанию низких цен на связь при общем подорожании всего вокруг.

В 2012-м же абонентам стоит ждать подорожаний и урезания топовых дешевых предложений. Впрочем, на корпоративных и тарифах высокого ценового сегмента возможны и, наоборот, расширение льгот и возможностей.

 

Февраль 2012, "Империя недвижимости", http://www.invoronezh.ru

Joomla templates by a4joomla